Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
1 cc407Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
unnamed
«Детский сад года»
по итогам Всероссийского
открытого смотра-конкурса
ссылка

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Иланский детский сад № 20»

Официальный информационный сайт

634532

Статистика

Главная Столярная мастерская «Раз дощечка, два дощечка»

2024-2025 учебный год

Scan 2024-12-27 16 07 12

Детская столярная мастерская


Формирование полезных для жизни практических трудовых навыков детей через организацию деятельности в детской столярной мастерской «Раз дощечка, два дощечка»

Ипполитова Ольга Михайловна,

старший воспитатель
МБДОУ «Иланский детский сад № 20»,
г.Иланский Красноярского края

Сегодня у родителей все чаще возникает много вопросов, связанных с воспитанием ребенка. Одно из проблемных мест - трудовое воспитание. А желание сделать жизнь ребенка максимально защищенной, радостной и беззаботной свойственно многим родителям. Чем больше взрослые ограждают ребенка от окружающего мира, тем беззащитней он перед ним будет. Приобщение ребёнка к самостоятельному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребёнка, его волевых качеств.

Трудовое воспитание является одним из приоритетных направлений в работе с воспитанниками в нашем детском саду. ФОП ДО определила развитие трудовых навыков детей в каждом возрастном периоде, только по мере взросления обогащая их новыми делами.

Наблюдая за организацией повседневного труда в группе, обсуждая с детьми истории про их участие в общественно-полезном труде в семье и детском саду, я пришла к мысли о том, что данную деятельность можно активизировать совершенно по-другому. Например, в рамках детской столярной мастерской. Организация деятельности детей в детской столярной мастерской является одним из способов приобщения детей к труду, а также способствует преодолению препятствий, связанных с различными опасностями в столярном деле. Времяпровождение в рабочем творчестве и общее дело – один из показателей, характеризующий значимость в укладе воспитывающей среды нашего дошкольного учреждения.

В 2022 году, после участия в практической онлайн-конференции «Крутые практики» Университета детства, я побывала на фестивале «Крутая песочница» в Москве и задались целью организовать в детском саду детскую столярную мастерскую. Опытные коллеги, приверженцы ручного труда для самых маленьких рассказали, почему детям так нравится пилить, строгать, забивать гвозди и безопасно ли это.

Уникальность реализуемого мною проекта заключалась в создании таких условий, где ребенок самостоятельно сможет изготовить продукт, используя инструменты и деревянные материалы, заготовки, то есть попасть в условия приближенные к взрослой жизни. Целью практики являлось создание условий для приобщения детей к труду через организацию деятельности в детской столярной мастерской.

Часть своего гранта конкурса им. Л.С. Выготского было потрачено мною на приобретение необходимых для начала работы инструментов: молотков, ножовок, тисков, струбцин, напильников, шуруповерта, а также гвоздей, шурупов, клея, кисточек и т.п.

На первом этапе по согласованию с руководителем детского сада было выбрано место, где будет располагаться мастерская. Определили рекреацию на первом этаже детского сада, хорошо освещенную и проветриваемую. Где же хранить инструменты и как организовать рабочее место для детей? Дошкольное учреждение обратились за спонсорской помощью к руководителям близлежащих пилорам и детский сад стал обладателем хорошего пиломатериала, из которого рабочие детского сада изготовили столы, верстаки и стеллажи для хранения инструмента и заготовок из дерева.

На следующем этапе для всех ребят подготовительных групп я организовала проведение мастер-класса с участием специалистов Иланского лесничества (рис.1). На встрече ребята задавали вопросы мастеру леса о дереве, как о материале, и о том из каких пород сделаны многие предметы вокруг нас. Старшие дошкольники выполняли практическую работу: по натуральным спилам деревьев определяли их названия. Какое же было счастье для детей, когда им была предоставлена возможность самостоятельно забивать гвозди в чурочки!

И вот, по результатам презентационного обзора будущей столярной мастерской 13 детей старшего дошкольного возраста с большим интересом приступили к изучению столярного мастерства.

Для ребят был объявлен конкурс на лучшее название нашей мастерской. Были предложены разные названия: «Буратино», «Щепка», «Елки-палки», «Самоделкин», «Папа Карло» и многие другие. В итоге результаты голосования определили лучшее название мастерской: «Раз дощечка, два дощечка». Это слова из любимой песенки дошколят. Ее часто исполняют участники традиционного детско-родительского туристического слета «Золотой карабин», организованного нашим детским садом для дошкольных организаций Иланского района.

Занятия мастерской проходили во второй половине дня один раз в неделю по 30 минут.

Для работы с деревом для детей была пошита спецодежда. И опять спасибо гранту социального проекта «Территория Красноярский край», в котором я в очередной раз стала победителем.

Ребята четко усвоили, что каждый инструмент в столярке имеет своё место. Его хранение было организованно так, чтобы мальчишки и девчонки могли самостоятельно убирать его, закончив работу.

Материал (деревянные заготовки, спилы, веточки, брусочки, кубики, цилиндры) удобно хранились в ящиках и были рассортированы по размеру и виду заготовок.

С первых занятий я приучала детей к порядку, вначале помогала раскладывать все по местам, затем лишь контролировала до тех пор, пока у детей это не вошло в привычку.

В столярной мастерской на самых первых занятиях ребята проходили «Курс молодого бойца». Ребенок не только знакомился с правилами работы с опасными режущими и колющими инструментами, но и делал первые пробы по работе с ними под присмотром взрослого. Дети довольно быстро схватывали суть, поэтому педагогу оставалось наблюдать и направлять, а если вдруг замечали, что инструменты используются небезопасно, то говорили «Стоп!». Дети научились регулировать себя в процессе деятельности.

На втором занятии ребята посетили самую настоящую столярную мастерскую, где отрабатывали навыки работы с ножовкой, точильным станком и дрелью. Много интересного узнали от рабочего детского сада будущие столяры и плотники (рис.2).

И вот началось самое интересное. На очередной встрече ребята предложили попробовать изготовить легковой автомобиль. По схеме разобрали, из каких деталей он состоит, какие необходимы инструменты для работы. Два занятия потребовалось до получения конечного продукта. Затем ребята научились изготавливать трактор, танк, самолет, мебель для кукол (девочки тоже обучаются столярному делу). Ребята предлагали свои идеи для изготовления изделий, приносили в мастерскую образцы будущей поделки [1-3].

В мастерской детей не ограничиваю в задумках, не заставляю доделывать работу до конца на одном занятии. В любой момент юные творцы могут изменить свою задумку и преобразовать во что-то совершенно неожиданное (рис.3).

Столярное дело помогло юным мастерам развить свои морально-волевые качества. Изделия выполняются не быстро, и нужно упорство, чтобы добиться качественного результата. Как бесценны эмоции ребёнка, когда он, наконец, видит результат своего труда.

Родители с удовольствием поддержали мою задумку, отмечая творческую атмосферу и быстрое развитие навыков. Все отметили, что ребята учатся усидчивости, внимательности, аккуратности, проникаются любовью к труду.

Для того, чтобы совершенствоваться, развиваться в столярном деле, нам были нужны новые инструменты и приборы. В декабре 2022 года я приняла участие в грантовой программе Красноярского края «Партнерство» и, одержав очередную победу, приобрела для столярки лобзики, выжигательные приборы и промышленный пылесос для уборки опилок и стружки.

Когда в столярной мастерской «кипит» работа, по детскому саду разносится приятный запах смолы и древесной стружки. Ребята и родители из других групп с завистью и удивлением заглядывают в этот уютный и шумный уголок. От желающих записаться в детскую столярку, нет отбоя. Всем хочется мастерить: забивать, пилить, строгать, выжигать.

За три года существования столярной мастерской ко мне присоединились три педагога. 3 подгруппы детей осваивают с огромным удовольствием столярное дело.

Мастерская стала самой настоящей для ребят. Воспитатели из групп обращаются к юным мастерам за помощью: изготовить шаблоны для поделок, наладить игрушечную деревянную мебель. В течение года участники мастерской готовят работы на ярмарку ремесел, участвуют в тематических проектах (Игрушки для новогодней елочки), конкурсах (Поделки по произведениям А.Л. Барто), акциях добрых дел (Кубики для ребят из детского дома), фестивале «Сегодня фантазеры, а завтра изобретатели» (Волшебная бумага).

Для детей в возрасте 5-9 лет, находящихся в социально опасном положении, сопровождаемых специалистами КГБУ СО «КЦСОН «Иланский», участники детской столярной мастерской провели 6 мастер-классов.

Участие в деятельности детской столярной мастерской позволило детям и их родителям:
- развивать у дошколят уверенность в себе и своих способностях при работе с инструментами и материалами;
- формировать у детей терпение и настойчивость для достижения желаемого результата;
- выстроить эффективное взаимодействие с родителями по вопросам трудового воспитания детей через включение их в совместную деятельность;
- способствовать познавательной активности и социализации детей, не только посещающих детский сад (рис. 4).

В декабре 2023 года я в очередной раз одержала победу в грантовом конкурсе Благотворительного фонда местного сообщества Иланского района «Благо Дарю» при поддержке Грантовой программы «Партнёрство". На грантовые средства в размере 47 тысяч мы приобрела инструменты и расходные материалы для проведения мастер-классов для дошколят городских детских садов и семей с детьми нашего города.

Интерес детворы к столярному мастерству удивил даже взрослых. Столярное дело помогло юным мастерам развить свои морально-волевые качества. Изделия выполняются не быстро и нужно упорство, чтобы добиться качественного результата. Как бесценны эмоции ребенка, когда он, наконец, видит результат своего труда. У ребят сформировались такие качества как: уверенность в себе, терпение и настойчивость для достижения желаемого результата. Юные мастера стали более ответственно относиться к трудовым поручениям дома и в группах детского сада. А еще в дни, когда проводятся занятия, ребята никогда не пропускают детский сад!

Выстроено эффективное взаимодействие с родителями по вопросам трудового воспитания детей через включение их в совместную деятельность.

Работа с деревом для старших дошкольников в нашем детском саду - это не профориентация, не будущая профессия, и даже не просто овладение определенными навыками. Главное - это воспитание привычки к творческому труду, привычки самостоятельно реализовывать свои желания.

image001image003image005image007


man 
Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".